Вернуться назад

 

 

 Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается один из вариантов изучения краеведения в школах Искитима

Полезные ссылки:

http://sdo.bsu.edu.ru/Edu/part3/M0.html - Модульная программа дистанционного обучения для учителей по теме "Образовательные технологии". На этом сайте вы сможете узнать об особенностях современных образовательных технологий, в том числе и тех, интеграция которых представляет основу методики изучения курса "Искитимоведение".

Курс "Искитимоведение"

Содержание:

1. Пояснительная записка

            1.1 Обоснование и место программы

            1.2 Цели программы

            1.3 Принципы постороения урока

            1.4 Методика изучения курса

            1.5 Сведения об апробации программы

            1.6 Планируемые результаты обучения

2. Тематическое поурочное планирование

3. Рекомендации по проведению уроков (скачать 90кб;)

1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование и место программы в системе географического образования школьников  

В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание географического образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении.

Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания.

При всей актуальности и всем разнообразии существующих сегодня методических подходов к изучению географии своей местности установлено, что этот вопрос разработан слабо применительно к Искитиму.

Результаты исследования показали, что из-за отсутствия методической и географической литературы для изучения данного города у учителей искитимских школ возникают большие трудности в организации краеведческой работы. Следствием этого, как свидетельствует анкетирование, является низкий уровень знаний учащихся об истории и географии своей малой Родины. Программа курса «Искитимоведение» частично или полностью решит эту проблему.

 Новизна курса состоит  в том, что впервые на региональном уровне решается проблема формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся. Методика, предлагаемая в курсе «Искитимоведение», выстроена на основе интеграции методов проблемного обучения, средств личностно-ориентированных и новых информационных технологий.

Искитимоведение рассчитано на учеников седьмых классов, на 34 часа учебного времени. Результаты апробации курса показали, что работать по программе можно и в восьмых классах. Успешно изучается искитимоведение во внеурочное время на кружках, но наиболее целесообразен вариант введения в учебный план общеобразовательных учреждений  самостоятельной дисциплины. Это объясняется следующими причинами: а) все учащиеся, а не только те, которые будут заниматься внеурочно, получат возможность изучать свой город; б) искитимоведение может быть пропедевтическим курсом, который подготовит учащихся к восприятию экономической и социальной географии Новосибирской области и России; в) искитимоведение – это эффективная содержательная основа и необходимое условие для формирования ОТД учащихся.

Обучение искитимоведению целесообразно начинать со второй половины учебного года, так как к этому времени на уроках географии у семиклассников сформируется ряд знаний и умений, которые будут  необходимы для изучения родного города. Наиболее оптимальное для краеведения и развития творческой деятельности учащихся распределение учебного времени:  2 часа  в неделю, при этом уроки лучше всего сдваивать. К тому же необходимо выделение в мае предметного дня для полевых занятий. Для проведения такого дня можно слить уроки искитимоведения,  географии, истории, биологии, физкультуры, изо и др. Каждый из этих предметов может внести свой вклад в понимание учащимися сути проблем взаимоотношений человека с окружающей средой в условиях города. Кроме этого, полевые занятия по искитимоведению можно проводить в День здоровья, который является традиционным в каждой школе города.

Степень межпредметного сотрудничества, количество проведенных экскурсий и практических работ на местности будут зависеть от творчества и желания  учителя, конкретных условий школы, особенностей природных и хозяйственных объектов ближайшего окружения.

  Наверх

1.2.            Цели программы:  

1)   сформировать у учащихся целостное представление о своем родном городе, показав его самобытность; подготовить к пониманию главных аспектов современной жизни города;

2)   создать условия для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности;

3)   воспитывать патриотическое отношение к своему городу, позитивные установки для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.

Построение программы курса позволяет рассматривать планируемые результаты обучения как основные задачи, на которые должна ориентироваться совместная деятельность учителя и учащихся в ходе изучения географии Искитима.

  Наверх

1.3.            Принципы построения курса

Данная программа опирается на теоретические основы географического краеведения, отраженные в трудах А.С. Баркова, Н.Н. Баранского, Т.П. Герасимовой, В.П. Голова, А.В. Даринского, П.В. Иванова, М.К. Ковалевской, И.С. Матрусова, М.А. Никоновой, К.В. Пашканга, К.Ф. Строева и др. При разработке курса «Искитимоведение»  учитывались существующие программы по изучению географии городов, разработанные  М. А. Никоновой, М.С. Смирновой («Москвоведение»), З.М. Тимофеевой («География родного города»),  Д.П. Финаровым («Петербурговедение»), А.Г. Шурыгиной («География родного города»). При отборе содержания учитывались следующие принципы:

  • Принцип преемственности  и уровневого подхода к изучению своей местности: реализация этого принципа становится возможной на основе интеграции действующих программ по географии, в которых  в 6, 8  9 классах в рамках практических работ и специальных разделов отводится время на изучение своей местности, а также программы курса «Искитимоведение» в 7 классе. В результате изучение регионального компонента выстраивается в 3 этапа:

I этап – (6 класс) практико-ориентированный:

II этап – (7 класс) систематический:

III этап (8-9 классы) проблемно-проектный.

Каждому этапу присущи свои особенности: задачи, содержание, методические приёмы. На I этапе обучения в начальном курсе географии 6 класса при выполнении программных практических работ, предполагающих использование материала о своей местности, у школьников формируется первое представление о природе города.   На II этапе в 7 классе при изучении искитимоведения у учащихся формируются целостная картина родного города. Кроме того, семиклассники учатся выполнять творческие и исследовательские задания на основе краеведческого материала. В 8-9 классах изучение  своего города возможно продолжать в курсе географии России в соответствии со временем, отведенным в действующих программах. На III этапе учителю необходимо вывести учащихся на осмысление особенностей природы, сформировать более глубокие знания о населении и хозяйстве родного города, закрепить умения, необходимые для выполнения творческих заданий и учебных проектов.

·        принцип междисциплинарности (учет межпредметных связей): программа носит интегративный характер, включая в себя сведения об истории, населении, природе, культуре, хозяйстве, проблемах города, кроме того, программа предполагает участие учеников в межпредметных образовательных интернет-проектах;

·        принцип комплексности: раскрытие взаимосвязей между компонентами природы и хозяйственной деятельности человека;

·        гуманитарно-культурологический принцип: включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленность занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Методологическую основу курса составляет личностно-деятельностный подход, который является главным фактором формирования опыта творческой деятельности школьников. Личностно-деятельностный подход предполагает такую организацию процесса обучения, которая сосредоточена на личности обучаемого, учете его самобытности и субъективного опыта, на решении школьниками учебных задач (познавательных, творческих, исследовательских и др.) на основе познавательного интереса к изучению своей местности.

  Наверх

1.4.            Методика изучения курса  

Современные социально-экономические условия, сложившиеся в российском обществе, формируют потребность в активной творческой личности, способной к самореализации, саморазвитию, готовую гибко вписаться в систему новых социальных и производственных отношений. В связи с этим возрастает потребность в разработке возможных путей формирования у учащихся опыта творческой деятельности (ОТД), который служит базой потенциального творчества в будущем. Авторский вариант методической системы формирования ОТД учащихся составляет основу курса «Искитимоведение».

Методическая система выстроена в соответствии с принципами развивающего и личностно-ориентированного обучения. Это определило выбор методов, форм и средств обучения. Среди которых  ведущее место отводится методам проблемного обучения, применяемых в интеграции со средствами личностно-ориентированных технологий (технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности) и новых информационных технологий. Методическая система формирования ОТД учащихся, предлагаемая в курсе «Искитимоведение», включает в себя два блока: тренировочный и проектный. В ходе тренировочного блока учащиеся обучаются выполнению творческих и исследовательских заданий. В проектном блоке учащимся предлагается выбрать и принять участие в одном из образовательных интернет-проектов, самостоятельно применяя полученные знания и умения по выполнению творческих заданий. Также в курсе предлагаются  работы на развитие одной из основ творческого процесса - воображения.

Детальная структура авторской методической системы формирования ОТД учащихся раскрыта в специальном разделе данного методического пособия.

  Наверх

1.5.  Сведения об апробации программы  

Программа и методическое пособие по курсу «Искитимоведение» апробируются в городе с 2002 года на уроках искитимоведения  - в школах № 8, № 9; на краеведческих кружках –  в школе № 4, в городском Центре дополнительного образования и туристическом клубе «Икар».  

  Наверх

1.6.  Планируемые результаты обучения  

При изучении географии Искитима по программе курса учащиеся получат возможность - узнать суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;

·         площадь, особенности планировочной структуры и географического положения города;

·        суть понятия «город»;

·        год рождения и  даты основных этапов образования города;

·        значение искитимских топонимов;

·        численность населения и национальный состав города;

·        выдающихся людей – уроженцев города;

·        основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова в черте города,

·        интересные природные объекты; ·        историко-культурные достопримечательности;

·        об истории и традициях родной школы;

·        самые крупные предприятия города;

·        особенности градообразующего предприятия;

·        проблемы города;

·        роль города в жизни страны;

·        уникальные черты Искитима, отличающие его от других городов. - научиться ·        находить свой город на карте области, России;

·        описывать географическое положение города, давать его оценку;

·        объяснять причины образования города;

·        объяснять изображение на гербе города;

·        описывать компоненты природно-территориального комплекса города с помощью разных источников информации;

·        получать из разных источников информацию о городе и оценивать ее;

·        объяснять взаимосвязи и причины изменений компонентов природного комплекса в черте города; ·        прогнозировать последствия воздействия человека на компоненты природного комплекса города;

·        оценивать последствия экологических и социально-экономических проблем города;

·        решать творческие географические задачи различными способами; ·        выполнять исследовательские задания  учебных проектов, в том  числе и предлагаемых в сети Интернет;

·        оказывать реальную помощь городу в решении его проблем.  

 - применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·        географическую информацию огороде для решения практических жизненных задач;

·        читать карту города;

·        ориентироваться в городе;

·        строить «ментальные (мысленные)» карты;

·        находить необходимую для повседневной жизни географическую информацию в различных источниках, включая Интернет; ·        знать и использовать приметы погоды  для ее предсказания;

·        составлять маршруты экскурсий для туристов города;

·        проводить экскурсию по городу;

·        принимать необходимые меры по охране природы города.

Наверх

2. Тематическое поурочное планирование

№ урока

Название раздела, темы

Формы учебной

деятельности

Введение (2 ч)

1

Что такое искитимоведение, зачем и как изучать свой город

 Беседа

2

Знакомьтесь, это – мы!

Решение творческих задач, возможна работа с компьютером

Раздел 1. Искитим на карте (5 ч)

3

Географическое положение Искитима

Практическая работа № 1

4

Удобно ли расположен Искитим

Перекрестная дискуссия

5

Карта Искитима

Практикум: работа с картой, планом города и диаграммами

6 -7

Первый тур посвящения в краеведы

Практическая работа на местности № 2, зачет

Раздел 2. Искитим в прошлом (4 ч)

8

Почему и как появился Искитим

Проблемная лекция или эвристическая беседа

9

Как выглядел наш город в начале своей жизни

Взаимообучение

10

Загадки искитимских названий

Беседа

11

Урок – тренировка

Решение творческих задач

Раздел 3. Люди земли искитимской (3ч)

12

Откуда мы и какие мы

Рассказ, работа с диаграммами, практическая работа № 3

13

Знаменитые  земляки

Сообщения учащихся, возможна экскурсия

14

Интервью со знаменитым искитимцем

Беседа

Раздел 4. Природный комплекс Искитима (9ч)

15

Рельеф и полезные ископаемые города

Практическая работа № 4, возможна работа с компьютером

16

Урок-тренировка

Решение творческих задач

17

Климат Искитима

Практическая работа № 4

18

Загадки климата Искитима

Решение творческих задач

19

Урок - тренировка

Решение творческих задач

20

Воды Искитима

Практическая работа № 4

21

Урок - тренировка

Решение творческих задач

22

Мозаика почвенно-растительного покрова и животного мира

Практическая работа № 4, возможна работа с компьютером

23

Урок-зачет

Зачет

Раздел 5.  Примечательные места Искитима (5ч)

24-25

Примечатеные природные и историко-культурные объекты Искитима

Экскурсия

26

Крупнейшие предприятия города

Ролевая игра

27-28

Градообразующее предприятие – цементный завод

Практическая работа № 5

в ходе экскурсии

29

Урок-итог

 Решение творческих задач, возможна работа с компьютером

Раздел 6.  Проблемы Искитима (3 ч)

30 -31

Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на природный комплекс

Практическая работа на местности № 6, возможна экскурсия

32

Как живешь, Искитим?

 Беседа, перекрестная дискуссия,

практическая работа № 4

Раздел 7.  Знатоки Искитима (2 ч + резервное время)

33

Урок – творческий отчет

 Презентация творческих работ и «Портфелей юных краеведов», возможна работа с компьютером

34

Второй тур посвящения в краеведы (теоретический)

Решение творческих задач,  зачет, возможно применение компьютера.

 

Второй тур посвящения в краеведы (практический) проводится в резервное время или в Дни здоровья

Однодневный полевой практикум

Хостинг от uCoz