Почему же эти деревни появились именно в районе будущего Искитима?
Есть несколько причин, которые привели к этому событию.
Во-первых, на рубеже 17-18 веков в России началась крестьянская колонизация Сибири.
Во-вторых, недалеко от территории будущего Искитима, в устье Берди, возвели Бердский острог, который служил защитой для растущих деревень - первых искитимских поселений.
В-третьих, природные условия и ресурсы этих мест были благоприятны для проживания, что сразу подмечали люди (река - источник пресной воды и рыбы; леса с обилием дичи, грибов, ягод, строительного материала; плодородные почвы и заливные луга, благоприятные для земледелия, скотоводства и пчеловодства; удобная для строительства равнинность территории). Более подробная информация о возникновении русских поселений на территории Искитима представлена А. И. Оборкиным в приложении к исторической справке.
Позднее быстрому "вызреванию" Искитима в город помогло положение первых поселений на Алтайском тракте, построенном в 19 веке, и Алтайской железной дороге, проложенной в 1912 г.
Но первые деревни, наверное, так бы и остались стоять, если бы не произошло еще одно событие, которое дало второе рождение городу. В 1929 г. геологи обнаружили на территории будущего Искитима месторождение известняка, после чего в 1931 г. на базе этого месторождения началось строительство крупнейшего в Сибири цементного завода. В результате строительства градообразующего цементного завода в 1933 г. на карте страны появился рабочий поселок Искитим, в который вошли старинные русские села - Койново, Черноречка, Вылково, Шипуново. В 1935 г. рабочий поселок стал административным центром Искитимского района. В 1938 г. рабочий поселок получил статус города районного подчинения, а в 1951 г. - стал городом областного подчинения [13, с.4]. Считается, что именно известняк дал второе рождение Искитиму, поэтому на Комсомольской площади установлена факелообразная известняковая глыба - символ нашего города.
Таким образом, становлению Искитима способствовали ряд факторов: появление на реке Бердь под прикрытием Бердского острога первых русских поселений, на территории которых позднее были проложены Алтайский тракт, железная дорога, открыты месторождения известняка и глинистых сланцев - сырьевая база для создания градообразующего предприятия - Чернореченского цементного завода. Самым крупным из первых поселений Искитима было село Койново.
Его границы на карте современного города можно обозначить от задания ГОРУНО до бывшего кирпичного завода, то есть находилось оно на территории Индустриального микрорайона. Койново славилось мастеровыми людьми. В ней находились маслобойня, производившая льняное и конопляное масло, кожевенный заводик, пимокатная мастерская, веревочная мастерская, 2 мельницы, купеческие лавки братьев Ереемеевых. На берегу Берди была церковь, которую позднее разобрали, так как ее затопило во время весеннего половодья. Печальной достопримечательностью села была этапная тюрьма, именно здесь отдыхали, снимая на время кандалы, заключенные, идущие на алтайские рудники. Летом 1914 г. в Койново открылся базар. Он находился там, где сейчас расположен стадион Юбилейный.
Земли от улицы Речной до улицы Кирова Северного микрорайона современного Искитима занимало тогда село Черноречка. Здесь располагались различные кустарные мастерские, начальная школа. В 1911 г. предприимчивый баранаульский купец Окороков построил на окраине села небольшой заводик по выжигу извести. У села Черноречка было озеро Моченое, на которое женщины ходили вымачивать лен и коноплю. Но при очередном изменении русла Берди это озеро исчезло, на его месте образовался большой пустырь.
К Черноречке примыкала маленькая деревушка Вылково. Занимала она территорию от железнодорожного путепровода до городских электросетей. В административном отношении Вылково подчинялось чернореченскому старосте. Административными центрами сел были сборни. Под них отводили большие дома в середине улицы. В сборне находились староста, управляющий селом и его помощники: исполнители и десятники. Представители власти избирались на сельском сходе из людей уважаемых и зажиточных.
Там, где сейчас расположены Южный, Центральный, Ложковский микрорайоны, долго шумели березовые леса и луговые травы, где люди охотились, собирали грибы и ягоды. Большую часть Подгорного микрорайона занимали болота. На месте Шипуновского микрорайона была деревня Шепуново.
В 1912 г. размеренная жизнь сел Алтайского тракта нарушилась: началось строительство Алтайской железной дороги, связавшей Барнаул и Новониколаевск. Завершилось оно в 1916 г. Недалеко от железной дороги был построен разъезд № 5, потом его переименовали в станцию Искитим, которая в будущем стала железнодорожным вокзалом города. На территории будущего вокзала сначала была землянка, вокруг которой зимой стаями ходили волки. В начале 20-х годов на станции поставили 2 вагончика, которые заменяли вокзал, в 30-х годах построили деревянное здание.
Селений на правом берегу Берди, там, где сейчас расположен Заречный микрорайон, не было. Все правобережье покрывали смешанные леса, по берегу реки протягивался сосновый бор, местами он был непроходим. Встречались забоки - заросли кустарников, и луга, где пасли скот, переправив его через Бердь. Вот таким был наш город в начале своей жизни. Автор герба - Александр Павлович Осокин. Автор сознательно сделал композицию герба сходным с гербом Новосибирска, областного центра. Герб Искитима утвержден исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов 11 ноября 1987 года. Известный историк Азиатской России периода феодализма Н.А. Миненко указывает на то, что острог был заложен между 1702 и 1709 г.г. [5]. Первая "искитимская" деревня была построена казаками Фадеем, Спиридом и Лукой Шепуновыми, происходящими из служилых людей ишимских "слобод" (укрепленных городков) и жившими в двух родовых деревнях Шепуновых [1, 8]. Томская воеводская канцелярия приписала их к Бердскому острогу. Шепуновы были беломестными казаками, то есть должны были кормиться "с пашни", так как не получали денежного жалованья. "Приказчик" (комендант) острога был обязан в короткий срок закрепить за своими подчиненными земельные угодья для земледелия, звериного и рыбного промыслов. Таким образом, д. Шепунова была основана в первом десятилетии XVIII века, после 1702 года.
В этот же период появляются д. Кривощекова (на территории будущего г. Новосибирска), построенная сразу после 1703 года служилым человеком Федором Криницыным (по прозвищу Кривощек, имел на лице шрам от сабельного удара), и д. Морозова (видимо, основана потомком томского служилого человека "литовского списка" Якова Морозовского), существовавшая на территории Искитимского района уже в 1708 году [3, 5, 6].
Сибирские деревни XVII- XVIII в. в. были малолюдными. Много было поселений - "однодворок", состоявших из одного хозяйства ("двора"). Видимо, у Шепуновых была дружная семья, и томские воеводы при направлении отряда служилых людей на Бердь учли желание Фадея, Спиридона и Луки служить вместе.
В современном понимании термина "деревня" казачьи и крестьянские селения Сибири XVII- XVIII в.в. представляли необычное явление. В 1699 году русcкое правительство направило в Сибирь указ Петра I, требовавший все деревни, "которые на опасных местах стоят", уже в обязательном порядке превратить в маленькие крепости со сторожевыми башнями, "рогатками", "надолбами", валом и рвом. Летом полевые станы на пашне и сенокосе оборудовались "временными острожками" с бойницами и частоколом или "специальными бревенчатыми "клетками". Царский указ обязывал крестьян, не говоря уже о служилых людях, всегда вооруженных, обзавестись ружьями, порохом, свинцом, боевыми копьями с железными наконечниками [12]. В дальнейшем подобные распоряжения неоднократно подтверждались и дополнялись. В марте 1758 года из Барнаульского завода в канцелярию ведомства Бердского острога, в состав которого входили деревни Шепунова, Койнова и Чернодырова (более позднее название - Черная Речка), поступило подтверждение о необходимости поголовного вооружения приписных крестьян огнестрельным и холодным оружием, а также о росписи их по сотням и назначении "ко збору из деревень мест…, если когда от неприятеля… нападение последует,.." [5]. В схватках с противником жители могли также использовать для защиты всякое дреколье (копья всех видов, бердыши, багры, дубины) и "протчее зловредное орудие".
На рубеже XVII- XVIII в.в. Томский уезд являлся пограничным, Бердский острог располагался на его южной границе, а укрепленная деревня Шепунова (на высоком левом берегу Берди, в 30 км к югу от крепости) была передовой сторожевой заставой местного военного гарнизона. Шипуновские казаки - разведчики призваны были вести наблюдение за местностью речными (на лодках) и конными разъездами, при приближении джунгарских отрядов и немирных кочевников - оповещать коменданта, мобилизовывать койновских и чернодыровских крестьян, устраивать засеки. Станичная служба "искитимских пограничников" в первой половине XVIII века была наполнена опасностями и приключениями.
Деревни Койнова и Чернодырова, основанные вольными колонистами из числа государственных крестьян (ссыльных в Новосибирское Приобье до 1773 года не селили), были зарегистрированы уже во время переписи 1719 года. Их первопоселенцы Иван и Ларион Койновы занимались хлебопашеством, охотой, рыболовством, огородничеством. Вероятно, их родиной является д. Конева на р. Ишим в Зауралье. Деревня Вылкова впервые упоминается в исторических документах в начале 80-х г.г. XVIII века [1, 5, 6]. К началу XIX века д. Койнова именуется "станцем" (почтовой станцией), на котором размещались дома ямщиков и постоялый двор [4].
Архивы сохранили для потомков фамилии старожилов "искитимских" деревень:
- в д. Шепуновой - Кузивановы (переселенцы из Зауралья) и Тумешевы (ближайшие потомки, исправлявшего в 1747 году в Бедском остроге должность старосты, казачьего сына Федора Тумашева и сотника Ивана Тумашева, происходящих из потомственных томских служилых людей "литовского списка") [3, 5, 6,7];
- в Койновой - Дедигуровы, Коноваловы (под г. Тарой до сих пор существуют населенные пункты Коновалово и Коновалиха; в 1701 году в одной из слобод Тарского уезда служил казак Иван Коновалов - строитель Бердского острога; Коноваловы служили и в Чаусском остроге), Суворовы (в 1717 году крестьянин Яков Суворов проживал в д. Гусельниковой Тюменского уезда), Еремины (проживали в трех деревнях Ереминых на Ишиме и Таре, основали во второй половине XVIII века в Бердском ведомстве д. Еремину) [2, 5, 6, 11];
- в Чернодыровой - Сибирцевы (из " насельников" Тарского уезда, живших в двух родовых деревнях Сибирцевых), Костылевы (в 1701 году в д. Сеиткуловой Верхней Тарского уезда зарегистрирован сын тобольского священника Пронька Ларионов сын Костылев, поверстанный в казаки; Костылевы населяли одноименную деревню на востоке Тарского уезда), Батеневы /родственники служителя Барнаульского завода/, братья Бабиковы [2, 6];
- в Вылковой - Вылковы и Саланины [2, 6].
Материалы по генеалогии искитимских старожилов подтверждают данные историков о массовом переходе торгово-промышленных людей и черносошных крестьян с Русского Севера в Зауралье в течение XVII века и о дальнейшем их расселении по Сибири. Необходимость обороны и освоения новых земель обусловила верстание многих северян и их сыновей на военную службу в местные гарнизоны. Основной поток русских первопоселенцев на Берди пришел из их родовых деревень в бассейнах рек Ишима и Тары, где их старшие родственники служили в острогах и слободах. Некоторые из них /Паутовы, Коноваловы/ осели на время в деревнях Чаусского ведомства [4, 5, 11]. Данные ономастики, русской этимологии диалектологии подтверждают северорусское происхождение искитимских "насельников" /Коноваловых, Суворовых, Паутовых, Бабиковых/ [7].
Среди населения Новосибирского Приобья XVIII века встречались служилые люди "по прибору", разночинцы (потомки сибирских служилых людей XVII века) и крестьяне … дворянского происхождения. В течение XVII столетия русское правительство ссылало в Сибирь польско-литовских военнопленных. Ввиду нехватки в Сибири военных специалистов, дворяне Польского королевства принимались на службу с зачислением в особый разряд "литовского списка". Так оказались в Бердском остроге, а потом и в д. Шепуновой потомки томского служилого человека "литовского списка" Тамашева. Возможно, их предка-шляхтича звали Томашем (большинство "иноземцев" в России получало со временем русские имена и прозвища). Ввиду постоянного сокращения в течение XVIII века численности сибирских служилых людей, многие из них потеряли службу, стали городскими обывателями, перешли в крестьянское сословие. Тем не менее, потомки искитимских первопоселенцев Шепуновых, Койновых, Вылковых - "со товарищи" не только расселились по окрестным деревням, но сохранили дух землепроходцев и приняли участие в дальнейшем освоении Западной Сибири, в частности, в продвижении на Алтай.
В 1717 - 1718 г.г. отряд казаков, крестьян и прочих жителей Бердского ведомства под началом кузнецкого сына боярского Тимофея Безносова уже строил новый Бикатунский и Белоярский остроги. Позднее Паутовы и Шепуновы осели в д. Паутовой под Бикатунской крепостью. Шепуновы также увековечили свою фамилию на картах Алтайского края (дважды) и Сузунского района Новосибирской области (дважды), построив еще несколько деревень. Вылковы основали два селения (на р. Кулунде и под г. Рубцовском). Уже в 1736 году один из Койновых оказался на р. Карасуке, где прожил два года, а С.П. Коновалов - в Малышевской слободе Степан Пахомович был не чужд науке: в 1742 - 1743 г.г. он оказывал "геодезии поручику" Ивану Шишкову помощь "в сочинении ланкарт и в описании географическом" Кузнецкого уезда. Возможно, названный Койнов /Конев/ построил на реках Карасук и Бурла две деревни Коневы (в Тогучинском районе находится еще и с. Конево). В 1819 году должность старшины Бурлинской волости (Западный Алтай) исправлял О. Коновалов. Другой Коновалов, житель с. Тогурского основал "со товарищи" д. Инкину (Колпашевский район Томской области), а Еремины - одноименную деревню в Ординской волости [4, 6, 11].
Будущие искитимские землепроходцы были хорошо знакомы между собой еще в XVII веке (на Ишиме и Таре), их потомки укрепили родственные связи на Берди и, направившись на Алтай, постарались поселиться компактно в долине Кулунды, построив новые деревни Шипунову, Вылкову, Костылеву. Да и в междуречьи Карасука и Бурлы Койновы и Коноваловы оказались почти одновременно не случайно, передавая друг другу вести о заповедных землицах. Верными сподвижниками Шепуновых стали внуки польских гусар Тумашевых, пустившие прочные корни в Сибири и принявшие участие в строительстве "сузунской" деревни Шипуновой.
Замечательные слова о вышеописанном времени сказал писатель - сибиряк В.Г. Распутин: "…Сейчас, когда каждый шаг и каждое дело сибирских строителей и покорителей мы без заминки называем подвигом, нелишне бы помнить нам и нелишне бы почаще представлять, как доставались начальные шаги и дела нашим предкам… Для осознания их изнурительного подвига не хватает воображения, оно, воображение наше, не готово следовать теми долгими и пешими путями, какими шли сквозь Сибирь эти герои "[10]. Прим.: в косых скобках - / / приводятся географические названия и фамилии, а в кавычках - цитаты в транскрипции XVIII века.
1. Воробьева И.А. Язык Земли. О местных географических названиях Западной Сибири. - Новосибирск, 1993.
2. Государственный архив Новосибирской области.
3. Емельянов Н.Ф. Томские служилые люди "Литва" в XVII - в первой четверти XVIII в.в.// Проблемы исторической демографии СССР. Вып.2. - Томск, 1982.
4. Миненко Н.А. Очерки по источниковедению Сибири XVIII - первой половины XIX в.в. - Новосибирск, 1981.
5. Миненко Н.А. Первые русские деревни и города на территории Барабы и Новосибирского Приобья// Город и деревня Сибири в досоветский период. Бахрушинские чтения 1984 г. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск, 1984.
6. Миненко Н.А. По старому Московскому тракту. О первых русских поселениях на территории Новосибирской области. - Новосибирск, 1990.
7. Никонов В.А. География фамилий. - М., 1988.
8. Резун Д.Я. Родословная сибирских фамилий. История Сибири в биографиях и родословных. - Новосибирск, 1993.
9. Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. - Новосибирск, 1989.
10. Сибирская энциклопедия Ермака. - Новосибирск, 1986.
11. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (XVIII - первой половины XIX в.в.). - Новосибирск, 1992.
12. Этнография русского крестьянства Сибири. XVII - середина XIX в.в.
(материалы к урокам)Историческая справка
1. Почему появился город
2. Как выглядел наш город в начале 20 века
Несмотря на то, что годом рождения Искитима является 1717, почти до 30-х годов 20 века наш город состоял из 4 деревушек: Койново, Вылково, Черноречка и Шипуново. Раскинулись все эти поселения на левом берегу р. Бердь. Связывала все деревни между собой длинная дорога - Алтайский (Барнаульский) тракт - самая первая и самая длинная улица будущего города, сейчас эта улица называется Советская. Ее протяженность около 10 км. Алтайский тракт играл большую роль в жизни растущего Искитима. По нему можно было добраться из одной деревни в другую, за два дня на лошадях доехать на ярмарку до Новониколаевска (будущего Новосибирска). В наш город из Бердска ездили на базар, а из Новониколаевска по Алтайскому тракту вели заключенных на алтайские рудники.
3. Герб Искитима
Связь истории и современной жизни города отражена на гербе.
Силуэт герба - щит. В верхней части герба по красному фону надпись - Искитим. В центральной части, на зеленом фоне, который символизирует природные богатства, показан силуэт градообразующего предприятия - Чернореченского цементного завода, с правой стороны силуэт завода обрамляет полушестерня, символизирующая машиностроение, которая является одной из отраслей специализации Искитима, с левой стороны - колос, символизирующий сельское хозяйство Искитимского района, административным центром которого является Искитим. В нижней части визуального кольца находится строительный мастерок, символизирующий строительную индустрию города Искитима, в котором основная доля выпускаемой продукции приходится на производство строительных материалов. Город возник на реке Бердь, это отображено на гербе в виде голубой волны в нижней его части.
4. Приложение к исторической справке
До начала XVIII века на территории г. Искитима историками постоянных населенных пунктов и наличия оседлого населения не выявлено. Впервые русские служилые люди оказались в низовьях реки Берди после Ирменского сражения в августе 1598 года, когда отряд помощника тарского воеводы Андрея Воейкова " на плотах по Оби и за Обью рекою, по лесам искал Кучума и нигде не нашел" [10]. С середины XVII века здесь за передвижениями воинственных кочевников наблюдала, " разъезжая", станица томских казаков[8].
Приблизительную дату основания на территории Искитима первого русского поселения - Шипуновой /Шепуновой/ необходимо привязать ко времени сооружения Бердского /Бердевского/ острога: не только крестьяне, но и служилые люди не рисковали селиться вдали от крепостей.
Литература
Материал об истории возникновения первых русских поселений на территории города подготовил учитель истории средней школы № 2 г. Искитима А. И. Оборкин