ГЕОГРАФИЯ ИСКИТИМА
(материалы к урокам)

.

Географическое положение- ключ к познанию города

Географически познать город - значит,
прежде всего,
разобраться в его географическом положении.

И.М. Маергойз

Становление Искитима как города связано с социалистической индустриализацией Сибири, с развитием промышленности строительных материалов на базе богатейших нерудных полезных ископаемых.

В 1933 г. на карте области появился рабочий поселок Искитим, в который вошли старинные русские села - Койново, Вылково, Черноречка и Шипуново. В 1935 г. рабочий поселок стал административным центром Искитимского района, в 1938 г. - получил статус города районного подчинения, а в 1951 г. - стал городом областного подчинения.

Искитим молод, но и зрел не по годам. Не всякий город в Новосибирской области может похвастаться тем, что всего за полвека ему удалось пройти тернистый путь от агломерации нескольких деревень до третьего по числу жителей города региона. По своей площади, а это 63 км2 (включая НЗИВ), Искитим может поспорить даже с целыми странами - он крупнее, например, чем Ватикан или Монако. А виной всему своеобразие географического положения города.

Если искать в географии городов некую "точку отсчета", "путеводную звезду", которая определяла бы и направляла характер роста и развития городского центра, то ею, несомненно, должна стать такая фундаментальная категория, как географическое положение. Это ли ни есть "альфа и омега" географии. Город не рождается на пустом месте, из ничего. Сначала его рост и развитие определяет окружение, а, встав на ноги и окрепнув, город сам начи-нает формировать и организовывать пространство вокруг себя и, если достанет силы, "под себя".

Искитиму повезло с местом его рождения. В отличие от многих сибирских городов, географические условия местоположения, в котором он развивался, можно назвать почти тепличными: это и наличие крупной транспортной магистрали, и близость такого гиганта как Новосибирск. Эти два фактора и выступали дирижерами роста Искитима. Они не дали городу, заброшенному почти на 4 тыс. км от побережья Балтики и на 6 тыс. км от берегов Тихого океана, в глубоком континентальном тылу евразийского материка (540 39? с.ш., 83020? в.д.), затеряться среди бескрайних просторов центра Евразии.

Используя термин И.М. Маергойза, можно сказать, что у Искитима категоричное географическое положение. В точке его возникновения просто не мог не появиться город того или иного ранга. Он занял то единственное для него на реке место, которое позволяет наибо-лее удобно выполнять свои обязанности - центра крупного района и узла сочленения сухо-путных и водных связей. Низовья Берди украшены Искитимом неслучайно. Именно здесь река выкидывает очередное крутое "коленце" на север, стремясь в объятия полноводной Оби. В таких точка - изломах рек часто и возникают городские поселения. Сразу за городом, ниже по течению, река меняется, разливаясь Бердским заливом, и, наконец, находит Обь, за которую так долго стремилась ухватиться. Такие географические точки в приустьевых частях рек получили название точек-терминалов.

Чтобы добраться на север - к Транссибу и Новосибирску, - нужны были удобные каналы проницаемости и отправные точки. Бердь и обеспечивала этот путь на Север. Поэтому город, контролирующий низовья реки, обречен иметь особое значение. Зная это, он намертво привязал к себе реку, превратив ее в главную ось, вдоль которой и развивается.

Город должен был возникнуть именно здесь - не выше и не ниже по течению Берди. Этому способствовала и геометрия природных ландшафтов. Здесь на юго-востоке Новосибирской области - там, где расположился Искитим, природа образует своеобразный фокус - место встречи трех равнин: Буготакской холмистой равнины, аллювиальной равнины долины Берди и Черепановской расчлененной равнины, здесь же плодородная лесостепь встречается с богатым лесом. Положение в контактной зоне территорий с разными природными условиями, создает широкие предпосылки для развития различных отраслей хозяйства. Эти причины способствовали появлению и закреплению первых поселенцев на территории будущего Искитима.

Градообразующую роль сыграло положение города в пределах Томь - Колыванской складчатой зоны, которая является переходной областью между Западно-Сибирской плитой и складчатыми структурами гор юга Западной Сибири. Это определило наличие в черте города крупных месторождений строительного известняка, мрамора, кирпичных суглинков, песка, глинистых сланцев, и, в конечном итоге, "профессию" всего поселения - "город, строящий города". Именно промышленность строительных материалов определяет совре-менное экономическое лицо города. Город-созидатель, он сам рос и снабжал новостройки ценными строительными материалами.

Огромный отпечаток на жизнь и развитие Искитима наложило соседское положение. Его окружают территории с достаточно высоким уровнем экономического развития, обладающие разнообразным природно-ресурсным потенциалом. Первые искитимские поселения возникли и развивались под защитой Бердского острога, с которого начинался крупный сосед Искитима -Бердск. И в настоящее время соседство Искитима с Бердском остается благоприятным, искитимцы имеют "под боком" (в примерно 20 км) сибирскую зону отдыха и туризма на берегу Обского "моря", которую активно развивают бердчане. Благотворно на росте города сказалось соседство с уникальным для России, после распада СССР, Горловским антрацитовым бассейном и крупнейшим в стране производителем электродов для цветной металлургии Линевским электродным заводом. По отношению к ним Искитим выступает и как ретранслятор новосибирского влияния, и как проводник их продукции на рынки. Город окружен крупными сельскохозяйственными районами и центрами пищевой промышленности, что, при наличии производственных мощностей на городских предприятиях позволит увеличить выпуск цельномолочной продукции, мясопродуктов и продуктов мукомольной промышленности. Совершенно особую роль в судьбе города сыграло соседство с третьим по числу жителей городом страны - Новосибирском. Несмотря на все достоинства своего географического положения, Искитим не стал таким аргументом на карте, как Новосибирск. Судьба городов - спутников противоречива и двойственна. Их положение можно уподобить положению цветков в крупном соцветии. Ведь среди их множества возможность полностью раскрыться дается далеко не всем, так как наиболее крупные, а потому уже опыленные цветы, подавляют их развитие.

Географической судьбой городу было предначертано стать южными воротами Новосибирска, встав на страже у самого края крупной агломерации, - достаточно близко, чтобы попасть под яркий ореол новосибирского экономического влияния, и в то же время, достаточно далеко (на 65 км к югу), чтобы это влияние могло подавить рост города, подобно тому, как это сделал со своей агломерацией, например, Париж.

Новосибирск одновременно питал рост и развитие города, обеспечивая его товарами и услугами, которые Искитим, в силу своего ранга, производить не мог; умело распределяя продукцию искитимских предприятий по районам области и страны; предоставляя жителям города свою, более широкую сферу приложения труда и рабочие места, и подавлял, вбирая в себя самые подготовленные и квалифицированные кадры города, людской потенциал, превращая его в спальный район Новосибирской агломерации. Город развивался под крылом, но все-таки в тени могучего соседа.

Искитим всегда выручал эффект расстояния. У "новосибирского пылесоса" здесь уже недостаточно силы, чтобы втянуть в себя искитимское население.

Удача улыбнулась Искитиму, подарив выгодное транспортно-географическое положение, что для сибирского города элемент определяющий. В регионе с такими огромными расстояниями ощущается, по выражению Г.М.Лаппо, "сильное пространственное трение". Поэтому ключевую роль имеет магистрализация транспорта и положение центра на крупных трассах. "В условиях Сибири город вне железных дорог обречен на экономическое худосочие" (Г.М. Лаппо).

Судоходной в нижнем течении является река Бердь, по ней сплавляются на север баржи с искитимским цементом. Через Искитим проходят автодорога федерального значения Новосибирск - Ташанта, газопровод из Тюменской области и, что более существенно, одна из важнейших железнодорожных магистралей - Турксиб, связывающая юг Западной Сибири с Казахстаном и государствами Средней Азии. "Оседлав" его, город открыл себе возможности для получения с юга шерсти, тканей, кожи, овощей и фруктов, закрепил за собой транзитную функцию. Однако этот сухопутный транспортный мост после распада СССР подарил городу и новые проблемы. Близость к азиатским странам определила прохождение "нарко-тического моста" из Азии в Россию, явив к жизни в городе острую проблему наркомании.

Положение Искитима на пересечении важных транспортных путей - одна из причин становления города и получения им статуса центра одного из районов Новосибирской области. Современное транспортно-географическое положение определяет высокую степень доступности города как для районов России, так и ближнего зарубежья, позволяет поставлять продукцию местных предприятий во все районы Сибири, Казахстан и Среднюю Азию, осваивать с ее помощью районы Крайнего Севера. Это способствует не только развитию рынка сбыта продукции, но и, ввиду обеспеченности города подъездными путями и разгрузочными площадками, превращению Искитима в центр систематического проведения ярмарок.

Географическое положение для города, что почва для растения. Плодородие этой "почвы" определяет его рост и развитие. И пример Искитима лишь подтверждает давно известную любому географу истину - "географическое положение решает все".
Характеристику географического положения Искитима подготовил аспирант кафед-ры экономической и социальной географии НГПУ С.В. Пацала

Вернуться назад

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz